- Электри́ческий
аккумуля́тор - химический
источник тока многоразового действия. Электрические
аккумуляторы используются для накопления энергии и автономного питания
различных устройств.
|
Принцип
действия аккумулятора основан на обратимости химической реакции.
Работоспособность аккумулятора может быть восстановлена путём заряда, то есть
пропусканием тока в направлении, обратном
направлению тока при разряде. Несколько аккумуляторов, объединенных в одну
электрическую цепь, называют
Аккумуля́торная
батаре́я. Заряд аккумуляторов обычно измеряют в ампер-часах.
Электрические
и эксплуатационные характеристики аккумулятора зависят от материала электродов
и состава электролита. Сейчас наиболее распространены следующие аккумуляторы:
Тип
|
ЭДС (В)
|
Область применения
|
свинцово-кислотные
(Lead Acid)
|
2,1
|
автомобили, электропогрузчики, штабелеры, электротягачи, аварийное
электроснабжение, источники бесперебойного питания
|
никель-кадмиевые
(NiCd)
|
1,2
|
замена
стандартного гальванического
элемента, троллейбусы.
|
никель-металл-гидридные
(NiMH)
|
1,2
|
замена
стандартного гальванического
элемента, электромобили
|
литий-ионные
(Li-ion)
|
3,6
|
мобильные
устройства, электромобили
|
литий-полимерные
(Li-pol)
|
3,6
|
мобильные
устройства
|
По мере
исчерпания химической энергии напряжение и ток падают, аккумулятор перестаёт
действовать. Зарядить аккумулятор (батарею аккумуляторов) можно от любого
источника постоянного тока с бо́льшим напряжением при ограничении тока.
Стандартным считается зарядный ток (в амперах) в 1/10 номинальной емкости аккумулятора
(в ампер·часах). Многие типы
аккумуляторов имеют различные ограничения, которые необходимо учитывать при
зарядке и последующей эксплуатации, например NiMH аккумуляторы чувствительны к
перезаряду, литиевые - к переразряду, напряжению и температуре. NiCd и NiMH
аккумуляторы имеют так называемый эффект памяти,
заключающийся в снижении ёмкости, в случае когда зарядка осуществляется при не
полностью разряженном аккумуляторе. Также эти типы аккумуляторов обладают
заметным саморазрядом, то есть они постепенно теряют заряд, даже не будучи
подключенными к нагрузке. Для борьбы с этим эффектом может применяться Капельная подзарядка.
Поделись с друзьями